Главная » 2017 » Январь » 20 » Два и два со знаком «плюс» равно аттестат
08:25
Два и два со знаком «плюс» равно аттестат

На фоне повышенного внимания общества к проблемам ЕГЭ вопрос проведения государственной итоговой аттестации (принято использовать сокращение ГИА) в девятых классах находится несколько в тени, что по сути своей неправильно, особенно в этом году.

Что же такого произошло, что побуждает относиться к ГИА-9 совсем иначе?

В 2015 году и ранее выпускнику девятого класса, чтобы получить аттестат, нужно было сдать два обязательных экзамена по русскому языку и математике и не получить при этом двойку. По другим предметам школьники сдавали экзамены на добровольной основе по своему выбору, но их результаты, даже при получении двойки, никак не влияли на получение аттестата.

В 2016 году ГИА включала в себя, как и ранее,  обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также два экзамена по выбору школьника из числа следующих предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика и ИКТ. При этом, чтобы получить аттестат, нужно было справиться только с двумя обязательными предметами.  Сдача двух экзаменов по выбору хоть и была обязательной, но получение аттестата от этого никак не зависело.

В 2017 году девятиклассник должен будет сдавать четыре экзамена – два обязательных и два по выбору и сможет претендовать на аттестат только тогда, если по всем четырём предметам будут получены положительные отметки. Как видим, правила существенно изменились в сторону ужесточения. А это несколько меняет дело. Как показывают наблюдения, ни родители, ни дети, ни педагоги в полной мере к этой новации не готовы.

Что делать, если девятиклассник не получит аттестат? Какие существуют варианты?

В июне для пересдачи экзаменов есть повторные сроки. Это можно сделать, если получено две двойки. Если же выпускник получил более двух двоек или не исправил двойку и в повторные летние сроки, то есть ещё одна возможность – сентябрьские сроки. Как видите, законодательно закреплено несколько попыток. Но есть другая истина, лучше до сентябрьских сроков дело не доводить. Для этого нужны прилежание, усердие, старание во время учения, любому добросовестному ученику по силам освоение образовательной программы, а все абсолютно экзаменационные задания составлены на основе школьной программы.

К сожалению, выпускникам, которые получили на ГИА неудовлетворительные результаты, может быть выдана только справка об обучении, которая не дает права на поступление в учреждение среднего профессионального образования – техникум или колледж. Такой школьник вправе подыскать организацию, где осуществляется профессиональная подготовка по профессиям рабочих и должностям служащих.

Повторить попытку получить аттестат можно в последующие годы.

В этой ситуации многим семьям необходимо изменить свою позицию по отношению к собственным детям. В процессе общения с родителями на муниципальных родительских собраниях отчётливо проявляется отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная ее задача по отношению к детям – воспитание. Как не вспомнить в этой связи Ф.М.Достоевского. Оценивая отношение читателя к книге, он указывал, что одни книгу только читают, но сами не приобретают, другие не только читают, но и покупают, считают ее вещью, на которую не жаль денег, а третьи и читают, и покупают, и переплетают, стараются ее нарядить, украсить, как любимую вещь. Так же происходит и в отношении семьи к детям. Одна семья дает и поддерживает только физическое существование детей, вторая заботится об их умственном развитии, третья же на первый план выдвигает нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова. В каждой семье должна быть надлежащая воспитательная среда. К сожалению, семей, относящихся к первому типу, очень много. Потребительские настроения очень вредны, а убеждение «А, да что там, тройку всё равно поставят» сегодня в высшей степени несостоятельно. Непонятно, почему в обществе сложилось такое отношение к отметке «три». Тройки не раздаются просто так. Тройку тоже нужно заработать.

Требует корректировки положение дел в самой школе. Долгое время в ответе за получение аттестата были по существу учителя русского языка и математики, это несколько расслабило остальных учителей-предметников. Сегодня ситуация выравнивается. Уже нельзя необъективно оценивать школьника, нельзя создавать видимость благополучия перед коллегами, родителями. Да, за получение аттестата каждым ребёнком по-прежнему в ответе учителя русского языка и математики, но теперь ещё в ответе и два других учителя-предметника. Это побуждает всех педагогов к активной работе по освоению учебного материала. Опасаюсь другого, чтобы учителя-предметники не стали препятствовать выпускнику в выборе своего предмета, ведь все промашки в преподавании сразу всплывут наверх, станут явными. Но для этого в каждой школе есть администрация, обязанность которой эти процессы не допустить. Нужна кропотливая, настойчивая работа каждого учителя по своему предмету с каждым школьником.

В данной ситуации многократно возрастает ответственность муниципальных органов управления образованием, скажу больше, первых лиц муниципалитетов за качество образовательной деятельности в каждой школе. Нужны оперативные и действенные меры по анализу положения дел в разрезе абсолютно каждого девятиклассника. Требуется разработка и реализация муниципальных программ подготовки учащихся к ГИА-9. Требуется постоянный и действенный контроль в этом деле по меньшей мере со стороны заместителя главы муниципалитета по социальным вопросам. Мы не должны довести дело до гнева родителей в конце учебного года, когда они не просто могут сказать всё, что думают по поводу качества предоставляемого общего образования, но и начать действовать.

Нельзя сбрасывать со счетов, что сегодня процедура проведения ГИА в девятых классах практически такая же, как и на ЕГЭ: видеонаблюдение, металлоискатели, средства подавления сигналов мобильной связи, общественные наблюдатели и т.д.

Все годы, особенно последние, мы уделяли огромное внимание проведению ГИА в 11 классах, всё делая по максимуму. Это вовсе не означает, что мы плохо организовывали и проводили ГИА в девятых классах. Но такого внимания, безусловно, не проявляли.  Пришло отчётливое понимание, что успех ГИА-11 во многом зависит от того, как обстоит дело с ГИА-9, поэтому нельзя ничего упрощать. Объективность ГИА-9 закладывает основы для объективности ГИА-11. После ГИА-9 у обучающегося не должно остаться убеждения, что возможно списать, воспользоваться телефоном, рассчитывать на постороннюю помощь. Только в таком случае девятиклассник поймёт и будет добросовестно, усердно подходить к процессу обучения и его результатам на уровне среднего общего образования. На это нас также ориентирует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

В этой ситуации мы рассчитываем на то, что каждый муниципалитет сделает все возможное по обеспечению готовности каждого девятиклассника к ГИА-2017.

 

Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования области

Категория: Новости управления образования | Просмотров: 474 | Добавил: Инженер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: