Главная » 2017 » Сентябрь » 14 » «Зачёт» за итоговое сочинение с первой попытки вполне реален
14:55
«Зачёт» за итоговое сочинение с первой попытки вполне реален

2017/2018 учебный год – это уже четвёртый год с момента введения в выпускных классах во исполнение поручения Президента Российской Федерации итогового сочинения. В очередной раз одиннадцатиклассникам предстоит продемонстрировать умение мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Как и в предыдущие три года, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

Уже определены направления тем. Ими стали: «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество». В рамках этих направлений Рособрнадзором будут разработаны конкретные темы сочинения для каждого часового пояса, которые станут известны выпускникам за 15 минут до начала испытания.

Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать. В этом учебном году итоговое сочинение пройдёт 6 декабря, 7 февраля и 16 мая. При этом школьники с ограниченными возможностями здоровья вправе вместо итогового сочинения выбрать изложение. Выпускники прошлых лет также по желанию могут писать итоговое сочинение, если хотят его результаты представить при поступлении в вузы.

С прошлого учебного года проведение итогового сочинения в области организовано по новой схеме: не в своих школах, как ранее, а точно так же, как и ЕГЭ, на базе пунктов проведения экзамена. Их всего 42. Такая модель значительно повысила управляемость процессом и его контролируемость. Проверка работ осуществлялась региональной предметной комиссией, в которую были включены лучшие учителя-словесники, владеющие необходимыми компетенциями. Условия написания итогового сочинения максимально соответствовали экзаменационным (металлоискатели, средства видеонаблюдения, общественное наблюдение).

Утверждённый приказом департамента порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории области предусматривал удаление с итогового сочинения за нарушение обязательных требований.

В прошлом году за наличие письменных заметок, мобильных телефонов, недопустимые разговоры пришлось удалить 6 нарушителей, в отношении их были возбуждены также дела об административном правонарушении по части 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, протоколы по указанной статье были составлены еще в отношении 4 учащихся, факты нарушения ими установленного порядка обнаружены в ходе анализа видеозаписей сочинения. На 6 учащихся из указанных 10 был наложен штраф в размере 3 тысячи рублей.

В требованиях и критериях оценивания итогового сочинения никаких изменений не произошло.

Требований два. Первое – это объем итогового сочинения, второе - самостоятельность его написания. Рекомендуемое количество слов - от 350. Максимума в количестве слов не установлено. А вот минимум определён. Если в сочинении меньше 250 слов, то выставляется «незачёт» за невыполнение первого требования и «незачёт» за работу в целом. Итоговое сочинение должно быть выполнено самостоятельно, а не списано из какого-либо источника, воспроизведение по памяти чужого текста, к примеру работы другого участника, тоже запрещено. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение второго требования и «незачёт» за работу в целом. Сочинение с «незачётом» хотя бы по одному из этих требований не проверяется по критериям оценивания.

Критериев всего пять. Первый - соответствие теме, второй – аргументация, привлечение литературного материала, третий - композиция и логика рассуждения, четвёртый - качество письменной речи, пятый – грамотность. Первый и второй критерии являются основными. Участник должен рассуждать на предложенную тему, уметь использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, другие литературные источники для аргументации своей позиции. Если сочинение будет написано без привлечения литературного материала, или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации, то такое сочинение заслуживает «незачёта». Участник должен уметь логично выстраивать рассуждение и точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции. Если на 100 слов в сочинении приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных, то такая работа считается неграмотной. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по  первому  и второму критерию, а также дополнительно «зачёт» по третьему, четвёртому или пятому критериям. Выставление «незачёта» по одному из первых двух критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом,

Сегодня принцип объективности является главенствующим при проведении абсолютно всех оценочных процедур. Поэтому в прошедшем учебном году по указанию Рособрнадзора департаментом была проанализирована успеваемость каждого выпускника по русскому языку и литературе за 10 и 11 классы, в том числе за все выполненные творческие работы, если он получил за итоговое сочинение  «зачёт» по всем критериям. Результаты итогового сочинения были соотнесены с результатами экзаменов в 9 классе, муниципального пробного сочинения, сочинения в рамках ЕГЭ по русскому языку. Расхождений по указанным показателям практически не выявлено, что свидетельствует об объективности отметок.

С введением в школьную практику итогового сочинения наметилась тенденция увеличения количества одиннадцатиклассников, выбирающих для сдачи литературу. В 2017 году её впервые сдавали более 10% выпускников.

Хорошие результаты за сочинение вполне ожидаемы. Так как тематические направления итогового сочинения известны заранее, то это позволяет и ученику, и учителю сосредоточиться на одном из них, а в рамках конкретного направления на нескольких художественных произведениях, в итоге успех практически обеспечен.

Необходимо учесть и тот факт, что в последние годы в 10 классы поступает менее половины девятиклассников, это в основном те, кто хорошо и отлично учился, а значит, уверен в своих знаниях и не боится ЕГЭ. «Зачёт» по всем критериям за итоговое сочинение для большинства таких учащихся – это закономерность. Девятиклассники, у которых были определённые проблемы с учёбой, поступают учиться в техникумы и колледжи, сейчас среднее профессиональное образование является общедоступным и бесплатным.

На проведённых в августе с участием заместителей глав муниципалитетов по социальным вопросам и руководителей органов управления образованием зональных совещаниях руководителей школ департаментом обращено внимание на необходимость подготовки к итоговому сочинению начиная с первых дней наступившего учебного года, рекомендовано провести пробное итоговое сочинение уже в сентябре – начале октября, чтобы было больше время для работы над ошибками. Более того, заслуживает внимания опыт тех районов, когда пробное сочинение пишется не в 11 классе, а в 10 классе.  

В нашей области, когда условия написания итогового сочинения практически исключают возможность списывания, к так называемой «группе риска» относятся учащиеся, получившие «незачёт» по тому или иному критерию. В прошлом году их было 1205 человек, то есть каждый пятый выпускник. Каждая школа в связи с этим знает свои слабые места, поэтому должна грамотно выстроить систему работы. По результатам анализа необходимо разработать индивидуальные образовательные маршруты, продумать индивидуальные и групповые консультации по различной проблематике.

К сожалению, есть выпускники, которые, зная о наборе критериев оценивания, просчитывают заранее комбинацию критериев, за которые можно получить положительный результат, и при написании сочинения отдают предпочтение содержательной стороне работы. В этой связи хотелось бы обратить внимание на формирование у каждого выпускника ответственного отношения к грамотному оформлению создаваемых текстов. Грамотность должна стать личностной чертой каждого выпускника.

В «Копилке лучшего опыта» на официальном сайте управления по контролю и надзору в сфере образования в сети «Интернет» размещены материалы из опыта районов по подготовке учащихся к итоговому сочинению, департамент рекомендует им воспользоваться.

В заключение остаётся пожелать, чтобы все наши выпускники справились с итоговым сочинением с первой попытки. Это вполне реально, просто нужно всем – и ученикам, и родителям, и педагогам – постараться. Хотелось бы, чтобы в итоге мы имели как можно больше сочинений, где обстоятельно раскрыта тема, где присутствуют интересные мысли, неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, оригинальные наблюдения, где высок уровень осмысления литературного материала, где стиль отличается своей яркостью.

 

Николай Рухленко, начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области

 

 

Категория: Новости управления образования | Просмотров: 22 | Добавил: ksenglyga | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: